Научные методы

Метод (от греч. методос – путь к чему либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Учение о методе начало развиваться еще в науке Нового времени. Ее представители считали правильный метод ориентиром в движении к надежному, истинному знанию.

Область знания, которая занимается изучением методов, называют методологией

. Методология дословно означает «учение о методах», и изучает происхождение, сущность, эффективность и другие характеристики методов познания.

Методы научного познания подразделяются по степени общности, т.е. по широте применимости в научных исследованиях.

Всеобщие методы: диалектический и метафизический. Это общефилософские методы. Метафизический метод с середины XIX века начал больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим.

Вторая группа методов познания – общенаучные методы. Эти методы используются на разных уровнях научного познания – эмпирическом и теоретическом.

Эмпирический уровень

– это непосредственное исследование реально существующих чувственно воспринимаемых предметов.

На этом уровне происходит процесс накопления информации путем наблюдений, применений, постановки экспериментов и проводится первичная систематизация полученных данных в виде таблиц, схем, графиков. На этом уровне результатом является формирование некоторых закономерностей.

Теоретический уровень

– раскрывает наиболее глубокие, существенные стороны, связи, закономерности. Это более высокая степень в научном познании. Результатами этого уровня становятся гипотезы, теории, законы. Оба эти уровня взаимосвязаны.

Эмпирический – это фундамент теоретического осмысления. Теоретический – определяет направление исследований эмпирического уровня.

К общенаучным методам эмпирического познания относятся:

Ø наблюдение – целенаправленное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования;

Ø эксперимент – исследование каких-либо явлений путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования;

Ø описание – фиксирование данных эксперимента или наблюдение с помощью определенных систем обозначений;

Ø изменение – определение характеристик объектов с помощью измерительных приборов.

Общенаучными методами теоретического познания являются:

Ø абстрагирование – отвлечение от несущественных свойств явления, с выявление более существенных;

Ø идеализация – особый вид абстрагирования, мысленное внесение изменений в изучаемый объект;

Ø мысленный эксперимент – оперирование идеализированным объектом;

Ø формализация – отображение результатов мышления в точных понятиях с использованием специальной символики;

Ø индукция и дедукция – движение от частного к общему (от единичных фактов к общим положениям), и наоборот – от общего к частному.

К общенаучным методам эмпирического и теоретического познания относятся:

Ø анализ и синтез – процессы мысленного разложения целого на составные части или воссоединении целого из частей;

Ø аналогия – прием познания, с помощью которого обнаруживается сходство объектов в некоторых значимых характеристиках;

Ø моделирование – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом, специально созданном для их изучения.

К третьей группе методов научного познания относятся частно-научные методы, используемые только в рамках какой-то конкретной науки.

Каждая наука имеет свои специфические методы исследования.


Карбоксипептидаза Н
Карбоксипептидаза Н (КП Н, энкефалинконвертаза, карбоксипепти-даза Е, КФ 3.4.17.10) впервые была выделена и охарактеризована в 1982 г. Fricker L.D. и Snyder S.H. из хромаффинных гранул надпочечников [147]. КП Н широко представлена в тканях человека, быка, крысы, мыши, акулы, шпорцевой лягушки, ската-удильщика, моллюска Aplysia [143, 14 ...

Группы возбудителей инфекционных заболеваний
Регламентация условий работы с возбудителями инфекционных заболеваний произведена в соответствии со степенью опасности микроорганизмов для человека. По этому признаку выделено четы­ ре группы возбудителей. Группа I : возбудители особо опасных инфекций: чума, натураль­ная оспа, лихорадки Ласса, Эбола и др. Группа II : возбудители ...

Биологическое и социальное в онтогенезе человека.
В современной литературе существует два различных подхода к решению проблемы о роли социальных и биологических факторов в индивидуальном развитии человека. Одни авторы утверждают, что оно целиком обусловлено генами, абсолютизируя, таким образом, биологический фактор. Это направление называется панбиологизм. Вторая точка зрения состоит в ...