Значение науки в эпоху НТР

Современная наука дорогое удовольствие. Например, строительство синхрофазотрона, необходимого для проведения исследований в области элементарных частиц, требует миллиардов долларов. В развитых странах на науку сегодня затрачивается 2-3 % валового национального продукта. Ведь без развития науки невозможна достаточная обороноспособность страны, ее производственное могущество.

Объем научной деятельности удваивается примерно вдвое каждые 10 - 15 лет. Растет число ученых и научных направлений. Так, в 1900 г. в мире насчитывалось 100 тыс. ученых, сейчас - 5 млн. (каждый тысячный, живущий на земле).90 % всех ученных, когда - либо живущих на планете, - наши современники. Процесс познания привел к тому, что сейчас насчитывается более 15 тыс. научных дисциплин. [1]

Наука изучает не только мир и его эволюцию, но и сама является продуктом эволюции, составляя вслед за природой и человеком особый, "третий" мир - мир знаний и навыков. Наука, по К. Попперу, приносит непосредственную пользу общественному производству и благосостоянию людей, но также учит думать, развивает ум, экономит умственную энергию.

В современной философии существуют два взгляда на науку в ее связи с жизнью человека: наука - продукт, созданный человеком (К. Ясперс) и наука как продукт бытия, открываемый через человека (М. Хайдеггер). "С того момента как наука стала действительностью, истинность высказываний человека обусловлена их научностью. Поэтому наука - элемент человеческого достоинства, отсюда и ее чары, посредством которых она проникает в тайны мироздания". [2]

Эти чары приводили к преувеличению представлений о возможностях науки, к попыткам поставить ее выше других отраслей культуры и перед ними. Создалось своеобразное научное "лобби", которое получило название сциентизма (от лат. "сциенция" - наука). Именно в наше время, когда роль науки огромна, появились иные представления о науки, как о высшей, или даже абсолютной ценности. В этой научной идеологии говориться о том, что только наука способна решить все проблемы человечества, в том числе и бессмертие.

Сциентизма "точные" науки признает как абсолютные, принимает их как вершину знаний, часто отрицая социально - познавательные науки, как не имеющих познавательного значения.

В рамках сциентизма наука рассматривается как единственная в будущем сфера духовной культуры. Однако во второй половине XX века появилось противоположное антисциентическое высказывание, которое обрекало ее либо на вымирание, либо на вечное противопоставление человеческой природе.

Антисциентизм исходит из положения ограниченности возможностей науки в решении коренных человеческих проблем и оценивает науку как враждебную человеку силу, отказывая ей в положительном влиянии на культуру.


Философские представления о происхождении человека
Центральный вопрос антропосоциогенеза – проблема движущих сил и закономерностей. Так как движущие силы эволюции не фиксируются, изучать их можно только в действии, то есть в данный момент на основе экстраполяции. Общая картина антропогенеза реконструируется на основе неполных и в географическом (огромные просторы Азии и Африки остаются ...

Показатели кислотно-основного равновесия и уровня лактата в крови при физической нагрузке
Динамические наблюдения за показателями КОС крови у спортсменов в условиях покоя отражают особенности их текущего функционального статуса, что дает возможность объективно оценить и контролировать процессы адаптации организма к мышечной деятельности [26]. Изучение особенностей КОС крови экспериментальных животных с разным уровнем их ада ...

Цвет колоний
При просмотре посевов также обращают внимание на цвет колоний. Чаще они бесцветные, белые, голубоватые, жёлтые или бежевые; реже — красные, фиолетовые, зелёные или чёрные. Иногда колонии ирризируют, то есть переливаются всеми цветами радуги [от греч. iris, радуга]. Окрашивание возникает в результате способности бактерий к пигментообразо ...