Класс
Малощетинковые. Образ жизни и внешнее строение дождевого червя. Методические
рекомендацииСтраница 1
В начале урока учащиеся повторяют материал о плоских червях, в частности вспоминают особенности строения белой планарии из класса ресничных червей как свободноживущей формы. Эти знания нужно использовать при изучении типа кольчатых червей.
Учитель знакомит школьников с основными представителями этого типа (дождевой червь, нереида, пескожил), показывая их на таблице, и разъясняет, что название типа связано с наличием на теле его представителей характерных кольцевидных перетяжек.
Затем учитель дает краткую характеристику типа, в которой отмечает широкое распространение кольчатых червей на Земле, многообразие видов, заселение ими водной среды и почвы. Для активизации интереса школьников учитель предлагает им ответить на вопросы: когда чаще встречаются дождевые черви на поверхности почвы? Почему после обильного дождя дождевые черви выползают на поверхность почвы? На эти вопросы школьники обычно дают неполные, поверхностные ответы, а главные причины выделить не могут. Поэтому учитель предлагает вспомнить материал из курсов природоведения и ботаники о почве как среде обитания дождевых червей. Для этого он ставит вопросы: что такое почва? Каков ее состав? Какие организмы ее населяют? Ответы учащихся дают возможность учителю сделать вывод, что почва как среда обитания имеет все необходимые условия для жизни организмов. Затем в беседе следует выяснить, что дождевые черви живут скрытно во влажных, богатых перегноем почвах, ведут подвижный образ жизни, в теплое время года держатся у поверхности, зимой — на глубине до 2 м в норках. После этого можно предложить учащимся ответить на вопрос: каковы особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве?
Для решения этого вопроса учитель организует лабораторную работу с использованием живых дождевых червей. Работа выполняется по инструкции, которую школьники получают вместе с животными и оборудованием (пинцетом и лупой).
Лабораторная работа Особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве.
Цель: найти во внешнем строении дождевого червя черты приспособленности к жизни в почве.
1. Рассмотрите живого дождевого червя, определите форму его тела, окраску, размеры. Обратите внимание на его кольчатое строение. Зарисуйте внешний вид червя в тетради.
2. Найдите у червя передний (более заостренный) конец тела и ротовое отверстие на нем. Укажите на рисунке передний конец тела. Рассмотрите на нем утолщение из семи колец— это поясок, отметьте его на рисунке.
3. Найдите более тупой задний конец тела дождевого червя и на нем отверстие, через которое выбрасываются непереработанные остатки пищи,— это заднепроходное отверстие. Отметьте его на своем рисунке в тетради.
4. Нарисуйте плоскую брюшную и выпуклую спинную сторону червя. Проведите пальцем вдоль брюшной стороны от переднего к заднему концу тела. Что ощущаете? Рассмотрите с помощью лупы эти щетинки. Поместите червя на бумагу и обратите внимание на характер его движения. Какое значение в жизни червя имеют щетинки?
5. Обратите внимание на кожу червя, определите, какая она —сухая или влажная? Подумайте, какое значение имеет такая кожа для жизни в почве.
Применение препаратов бактериофагов при лечении урологических заболеваний
Несмотря на многообразие препаратов, предлагаемых для химиотерапии бактериальных заболеваний (свыше 600 наименований, из них более 100 антибиотиков), инфекции мочевых путей до настоящего времени занимают первое место среди всех госпитальных инфекций.
Трудности лечения урологической инфекции обусловлены многими факторами. Внедрение эндо ...
Роль клетки в эволюции живого
Появление первой примитивной клетки стало началом биологической эволюции жизни на планете. Что послужило причиной возникновения именно живой клетки из неживого, до сих пор неизвестно, существует несколько гипотез, однако большинство из них говорит о том, что имел место некий доклеточный предок – протобионт, из которого впоследствии сфор ...
Выводы
Латеральное коленчатое тело таламуса получает сигналы от ганглиозных клеток сетчатки. Сигналы от обоих глаз направляются в различные слои.
Слои латерального коленчатого тела функционально различны. Имеется три основных типы ответов клеток: крупноклеточные (magnocellular), мелкоклеточные (рагvocellular) или кониоклеточные (koniocellular ...
